В Гимназии есть замечательная традиция – смотреть вместе хорошее КИНО. Ведь как говорил известный итальянский режиссер Б.Бертолуччи: «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». Поэтому так здорово иногда ненадолго вырваться из суеты повседневных дел и будничных забот и отправиться в увлекательнейшее путешествие в мир кино.
В последний актированный день 31 января коллектив Гимназии отправился на просмотр экранизации мистической повести известного русского писателя Н.В.Гоголя «Вий».
Все помнят первую экранизацию этой повести, снятую Александром Птушко, которая вышла в 1967 году и сразу стала очень популярной (с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях).
Кто-то, просмотрев новую киноверсию, разочарованно сказал: «Старый фильм лучше», кто-то был восхищен спецэффектами, кто-то размышлял над тем, что от повести Гоголя в кино почти ничего не осталось…
А что же у Н.В. Гоголя?
Р. Штейн. Вий. 1901
Персонаж из преисподней, чей взгляд убивает
«Вий— есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у украинцев начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал», — писал Н.В.Гоголь
«Вий» — третья повесть сборника "Миргород". В основу ее сюжета положен фольклорный источник. Как большинство произведений Гоголя, "Вий" загадочен, и многое здесь не сразу становится понятным. Причина заключается и в самой художественной манере писателя: о страшных и безотрадных вещах он пишет с юмором, активно используя фантастику и фольклорные источники. В связи с этим В.Ю. Троицкий справедливо утверждает: «Художественное своеобразие гоголевских повестей не только в необычности материала, но и в приемах его использования. Это приемы неожиданного «столкновения» смешного и страшного, веселого и печального, таинственного и обыденного...»
Это и пытался передать в современной картине режиссёр Олег Степченко. Колоритное, динамичное, напряженное и порой изобретательное и непредсказуемое зрелище, сочетающее мистический хоррор с детективом, историческим фильмом и фарсовой комедией.
По словам одного из продюсеров Алексея Петрухина, в основу фильма легла версия повести, предшествующая общеизвестному тексту.
Что же в основе сюжета картины?
Восточная Европа начала XVIII века. Странствующий английский картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг) случайно попадает в глухое украинское село, где, как ему рассказывают, год назад сгинул семинарист Хома Брут. Молодой человек читал молитвы по погибшей дочери местного сотника и исчез в третью ночь обряда. С тех пор церковь, где это случилось, стоит заколоченной, и сотник (Юрий Цурило) просит иностранца разобраться, что на самом деле произошло. Пока Грин осваивается среди казаков, привыкает к горилке и отбивается от водящихся на Украине чудовищ, поп Паисий (Андрей Смоляков) настраивает селян против сотника и чужеземного ученого.
В картине используются три основные техники создания экранных монстров: компьютерная графика, кукольная анимация и каскадеры в костюмах чудовищ.
Особенно запомнились трехмерные трюки, которые лучше всего подходят для фильмов ужасов, поскольку выводят зрителей из равновесия и порой заставляют испугаться на чисто физиологическом уровне. Трудно не закрыть глаза, когда вам в голову летит топор! Многие отметили великолепные и неожиданные подводные объемные кадры, открывающие фильм.
Мы посмотрели мистическую историю о борьбе человека с темными силами или о его борьбе с самим собой? Размышляем до сих пор. Приглашаем к размышлению и вас. Ведь у Гоголя зло фантастического мира тесно взаимодействует со злом реальной действительности, а все мистические события во многом обусловлены жизненными установками и поведением самих людей…
А мы продолжаем мечтать. Ну что? В кино?
|