Вторник, 14.08.2018, 16:40
Приветствую Вас Гость

СПЕЦИФИКА  ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГИМНАЗИИ:

Главной  целью организации  профориентационной работы в МБОУ «Гимназия №1»  является  содействие в формировании  у обучающихся готовности к  осознанному социальному и профессиональному самоопределению, соответствующему индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах,  используя возможности образовательного учреждения гуманитарного профиля.

Основными задачами нашего образовательного учреждения  в данном направлении являются:

  • формирование у обучающихся качеств творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  •  развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности, повышение уровня информированности обучающихся о мире профессий, возможностях  подготовки к ним;
  • постепенное формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального  развития;
  • подготовка обучающихся к самостоятельному выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям, через  диагностику ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
  • обучение построению индивидуального маршрута профессиональной деятельности,  планированию профессиональной карьеры.

Десять  шагов к взвешенному  решению в выборе профессии:

1.Образовательные курсы профориентационной направленности и дополнительные образовательные программы.

Образовательный курс   рассчитан в 8-х классах на 34 часа,  в 9-х классах 68 часов.  В рамках данного  курса происходит  информирование обучающихся  о различной профессиональной деятельности. На уроках обучающиеся получаются  определенные знания о профессиях, раскрываются  социальные, экономические и психологические стороны профессий,  обучающиеся  информируются о путях овладения избранными профессиями, оказывается содействие в формировании  ценностных ориентации. Рабочая программа данного курса разработана на основе программы курса «Человек и профессия» авторов-составителей Л.Н. Бобровской, О.Ю. Просихиной, Е.А. Сапрыкиной, допущена к использованию  в учебном процессе экспертным заключением Комитета по образованию администрации Волгоградской обл.  от 21.09.2005г. №103.

В рамках данного курса помимо лекционного материала широко используются активизирующие методики:

2. Беседы и дискуссии.

Беседа позволяет моделировать и обсуждать знакомые обучающимся истории из жизни  уже состоявшихся  профессионалов в какой-либо области или не состоявшихся, а так же определить круг проблем с которыми сталкивается подросток на протяжении всего пути профессионального самоопределения.

3.  Профориентационные игры и упражнения.

 Эта форма работы является самой интересной и привлекательной для подростков. В игре происходит моделирование жизненных  ситуаций, связанных с вопросами профессионального выбора,  где подросток, старается  преодолевать различные игровые трудности, подросток узнает и  разнообразии профессий, о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.

К профориентационным играм и упражнениям, которые предлагаются подросткам  во время уроков можно  отнести целый блок игр, объединенных названием «Определи профессию». Приведу несколько примеров используемых на уроках игр и упражнений.

Упражнения «Цепочка профессий», «Звено, «Советчик», «Профессия – необходимые умения», «Диалог о профессиях» – «Да, но ... »,  «Покажи, кто он?» и многие другие.

4. Практическая и творческая работа обучающихся.

    «Проектирование своей  профессиональной  карьеры» (определяются профессиональные плюсы и минусы, пожелания к характеру и условиям работы, заработной плате).

  •  «Анализ объявлений о вакансиях» (используются различные источники СМИ (объявления из журналов и газет, вакансии служб занятости населения, Интернет).
  • «Составляем резюме» (структура и правила общепринятого оформления, способы самопрезентации).
  • «Портфолио гимназиста».

5.  Диагностика и консультирование.

Параллельно с образовательными  курсами обучающиеся участвуют в диагностической работе, которая включает в себя самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий), оценку своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор (используются общепризнанные методики: ДДО Е.А. Климова,  «Карта интересов» А. Е. Голомштока, опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина, Матрица выбора профессий, методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э.Шейна и др).

.

 По итогам диагностик и анкетирования педагогом-психологом  гимназии организуются индивидуальные консультирования, тренинговая работа.

6. Информационно-просветительская деятельность.

Цель информационно-просветительского направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Для достижения поставленной цели  используются  различные формы внеурочной деятельности  по профориентации:

  • Классные часы и групповые беседы.
  • Экскурсии в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования  города.
  • Посещение Ярмарок учебных заведений профессионального образования  и вакансий.
  • Приглашение представителей учебных заведений профессионального образования  города  на классные часы.
  • Проведение дискуссионных встреч с людьми различных профессий;
  • Оформление презентаций и рефератов о выбранной профессии.
  • Посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
  • Просмотр учебных фильмов  и видеофильмов о профессиях.

7. Индивидуальная проектная  деятельность обучающихся.

Информационные проекты обучающихся по профессиям «Многообразие мира профессий» проводятся 1 раз год.  Этот тип работы  изначально направлен на самостоятельный сбор информации  обучающимся о какой-либо профессии, которая может быть интересна как ему самому, так и аудитории слушателей из своего класса, каждый обучающийся создает интеллектуальный продукт, выступает с защитой и презентацией внутри классного коллектива. При выполнении своей работы  обучающийся уже может отследить, какими особенностями он должен обладать для получения желаемой профессии, сделать выбор об изменении будущей профессии или об усовершенствовании самого себя.

Данный вид деятельности стимулирует самостоятельность, обучающиеся вовлекаются в активную профориентационную  работу, оказывают реальную информационную помощь окружающим, формируется  их активная жизненная позиция и происходит социальное становление.

8. Индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания.

Социальным  педагогом и классным руководителем  оказывается педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения, проводятся  индивидуальные беседы по выбору специальности и учебного заведения; осуществляются консультации обучающихся по социальным вопросам, оказывается помощь родителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. Оказывается помощь во временном трудоустройстве нуждающимся подросткам через городской Центр занятости населения. Ежегодно около 15 подростков в возрасте 14-15 лет трудоустраиваются на неполный рабочий день.

 9. Работа с семьями обучающихся.

«Какова роль семьи в подготовке детей к будущей профессии?», подавляющее большинство ответит, что у семьи - главная, основная, направляющая роль. Здесь прививаются необходимые в будущей профессиональной деятельности качества (трудолюбие, ответственность, честность, исполнительность, целеустремленность).

Поэтому, важным звеном в профориентационной работе гимназии  является работа с родителями.

Профориентация - это  целенаправленная деятельность, где участвует не только школа, но и семья, которая формирует профессиональную мобильность подростка. 

Классным руководителем совместно с администрацией гимназии,  социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся информационные мероприятия по ознакомлению с учебными учреждениями профессионального образования,  родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы и дискуссионные вечера на темы:

«Влиять или не влиять на выбор ребенка?»;

«Как помочь ребенку в правильном выборе профессии»;

«Роль родителей в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».

10.Использование информационных технологий в профориентационной работе:

-  В последнее время используется пакеты психодиагностических методик «Ориентир». Данные пакеты содержат оптимальный набор психодиагностических средств, с помощью которых можно определить профессиональные интересы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность и другие индивидуальные особенности личности.

- В разных направлениях полезна Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия (электронная мультимедийная энциклопедия), которая содержит:

  • "Каталог профессий" - 146 статей о наиболее распространенных профессиях с описанием деятельности, уровня оплаты и востребованность на рынке труда, а также перечнем профессионально важных качеств.
  • "Диагностический центр" - 40 психологических тестов, с помощью которых Вы можете сформировать свой психологический портрет и протестировать себя на соответствие Ваших личностных качеств выбранной профессии.
  • "Каталог вузов" - справочная информация более чем о 920 высших учебных заведениях РФ.
  • "Каталог ссузов" - справочная информация более чем о 2500 средних специальных учебных заведениях РФ.
  • Видеоинтервью с участием известных людей, которые дают советы и рассказывают о своих профессиональных успехах.

- Используются интернет-ресурсы в профориентационной работе.

В данное время в целях усовершенствования процесса диагностики в профориентационном направлении нами планируется приобретение программного продукта «Электронная профориентационная карта учащегося», который позволит:

  • систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения молодых людей;
  • определить оптимально соответствующий профиль обучения;
  • составлять статистические отчеты по результатам профориентационной работы;
  • обеспечить преемственность профориентационной работы на протяжении 5 лет обучения;
  • следить за результативностью профориентационной работы в школе.

 Таким образом, профориентационная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №1». Плодотворная работа с будущими выпускниками гимназии возможна только при использовании новых методов в практической работе педагога, применению новейших информационных технологий, методическому обеспечению процесса и современного материально-технического оснащения.

Помимо этого, профориентационные   потребности обучающихся, связанные с установкой на дополнительную подготовку можно эффективно решать  благодаря введенным дополнительным образовательным программам:

  • «Юный журналист» (Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающегося, овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, развитие творческих способностей).
  • «Юный техник» (Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами технического творчества. Занимаясь их изготовлением, обучающиеся  имеют возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по окончании обучения в данном кружке).
  • «Мультипликация» (Данная программа предназначена для вовлечения обучающихся в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики).
  •  «Дизайнстудия» (Программа рассчитана на развитие композиционного, дизайнерского мышления, на изучение законов цветоведения и дизайна, выполнение заданий, связанных с основами художественного изображения, декоративной и дизайнерской работы).
  • «Юный Кулибин» (Программа направлена на развитие и поддержку интереса обучающихся к технической деятельности).
  • «Фототелестудия «Гимназия» (Курс занятий по фото и видео съемке с использованием ПК).
  • «Я – краевед» (Программа направлена на овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране, создание экологических проектов, создание активной группы обучающихся для пропаганды экологических занятий, овладение умениями и навыками исследовательской деятельности).
  • и др.

 

 

 

Для слабовидящих
Вопрос директору
gymnasium-nv.ru
Форма входа
Комендантский час
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГОСУСЛУГИ
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА
ДЕНЬ ЮГРЫ