Найти на карте города-герои, высчитать дневную норму хлеба жителей блокадного Ленинграда, посмотреть/послушать произведения искусства, поднимавшие дух солдат в годы Великой Отечественной войны - такие необычные задачи выполняли гимназисты 1-8 классов на интегрированных уроках в рамках малых "Лихачевских чтений". Ребята познакомились с личностью известного академика Д.С. Лихачева, прочитати и обсудили письмо сороковое "О памяти". Многие из ребят рассказали о своих прабабушках и прадедушках, подаривших нам Победу. Очень яркими и незабываемыми стали рассказы учителей и воспитателей о судьбах героев войны, о событиях, изменивших историю. Гимназисты с гордостью и почтением отнеслись к услышанному и вместе пришли к выводу, что самым важным оружием в борьбе с врагом, бескультурностью и безответственностью является ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ.
Д.С. Лихачев писал: "Беспамятный" – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство".
|